Слово «йога» сформировалось на основе санскрита. Его дословный перевод с этого древнего языка – «узда», «упряжка». Есть также целый ряд других (скорее всего, более поздних) значений: связь, союз, усилие, сосредоточение. Существует также огромное количество интерпретаций, связанных со словом йога, но именно определений, которые однозначно приняты всеми школами и направлениями в качестве фундамента известно всего два.
Первое определение слову «йога» можно найти в «Катха-Упанишаде»:
"Твердое владение чувствами - это называют йогой. ...Таково знание, поведанное Смертью".
Стоит обратить внимание, что это текст, в котором очень чётко дано определение термину «йога», говорит о том, что родоначальником данного искусства является совсем не Кришна или Шива, которые по очереди принимали на себя роль «отца йоги» в более позднее время, скорее всего, не без влияния «руководителей развития социума». А авторство принадлежит Яме – лицу, ответственному за смерть.
Второе определение йоги, данное Патанджали в работе, ориентировочно датируемой 2-м столетием до Р. Х., известной как «Йога Сутры» или «Йога Даршана», звучит следующим образом:
Yogah chitta vritti nirodhah
Блокирование типовых проявлений сознания есть йога. Трактовка Свами Сатьянанда Сарасвати.
Йога - это прекращение движения сознания. Трактовка Б. К. С. Айенгара.
Поведение ума сдерживаемое уздой. Трактовка А. Сидерского.
Таким образом, Патанджали пытался донести, что под контролем он подразумевал только лишь «управление деятельностью ума».
То есть йога – это «контроль» или «узда», или «управление» – определенное состояние сознания в процессе восприятия и переработки информации.
Каким же образом обычному человеку можно прийти к состоянию йоги?
Достижение данного состояние сознания реализуется путем регулярного и настойчивого использования различных технических инструментов – разнообразных практик, начиная с ямы и ниямы (нравственно-этических принципов), через асану (различные положение тела), пранаяму (искусство управления дыханием), пратьяхару (разворачиванию органов чувств от внешних объектов вовнутрь) к дхаране (концентрации), дхьяне (еще более глубокой концентрации на грани слияния с объектом восприятия) и самадхи (расширение границ своего сознания на всё бытиё).
Если человек не обладает самоконтролем (йогой), он попросту не способен адекватно воспринимать ни себя, ни окружающий мир. В сферу его восприятия попадает только лишь его собственная суета ума, базирующаяся на инстинктах и желаниях. Он созерцает лишь свои ассоциативные ряды, образы, мысли, эмоциональные реакции, шаблоны реагирования и т.д. И именно эту суету ума человек и принимает за самого себя. А в это время наше истинное «Я» находится качественно спрятанным за густым лесом всего этого хлама.
Йога позволяет произвести данное разотождествление, отведя уму почетное, но далеко не первое место как инструменту по принятию, обработке и выводу информации. Тогда наше истинное «Я» может выглянуть из-за частокола ума и наблюдать Реальность во всем её естестве.
Путь йоги не легок, он подразумевает ежесекундную работу над собой: над своими недостатками, слабостями, негативными чертами характера, привычными шаблонами реагирования на одни и те же ситуации, однако он наполнен до краев возможностью осознанного проживания собственной жизни, и наделяет практикующего человека приятными «побочными эффектами» в виде отменного здоровья, отличного самочувствия и настроения, ясности мышления и крепкой памяти, способности творчески мыслить и действовать, свободы от страхов, сомнений и заблуждений…