Хочу поделиться с уважаемыми форумчанами некоторыми своими мыслями относительно той традиции, которой в основном посвящен этот форум. То, чем мы тут пытаемся заниматься, своими корнями восходит к деревенской магии (не всегда чернокнижию), потому хочу немного разобрать основные понятия и буду благодарна, если форумчане мне помогут и выскажут свои суждения по этому вопросу.
Сперва хочу рассказать о своем опыте общения с колдующей братией.
Мне лично пришлось какое-то время жить в деревне (Киевская и Черкасская области, потому в моей статье присутствуют украинские понятия) и напрямую общаться с так называемыми «бабками» – людьми, практикующими магию (хоть христианскую, хоть бесовскую). Кстати, я спрашивала одну из бабушек на счет важности этого самого фонетического звучания, на что уважаемая дама ответила, что все слова она придумала сама под свои нужды, что-то слышала от своей матери (бабушки, тетки и т.д.), но забывала и заменяла подходящими. Исключение – молитвы, тут вариантов нет. А вот «замовки», «примовки», «слова» (заговоры) – тут что надо, то и говорила. Бывало даже такое, что на один и тот же обряд было несколько заговоров, то есть обрядовые действия одни, а словесная составляющая – под каждый конкретный случай.
В деревнях есть такое выражение, обозначающее обращение к колдунье – «сходить к бабке» (никто даже не думает, что «сходивший» человек посетил свою прародительницу, априори это – ворожбитка). «Бабками» в деревнях называют колдующих (гадающих) женщин старше 45 лет, к более молодым не очень-то и ходят – не верят, что такая молодая что-то может, что она уже набралась достаточно опыта для работы с людьми. Еще хочу сказать по поводу «дедов». Да, мужчины-практики есть, но по сравнению с женщинами той же профессии их очень и очень мало (где-то 1 «дед» на 10 «бабок»). Еще меньше «дедов»-гадателей. Копаться в истории гендерного различия представителей колдующего мира я не хочу и не буду, дабы своей точкой зрения не обижать мужчин-практиков (а она им явно не понравится)))).
Как по мне, так вся Степанова (назовем эти этнографические сборники так) и подобные авторы – не что иное как деревенская магия и в практике этих работ необходимо учитывать именно эту специфику. Деревенская магия – это работы именно тех бабушек и дедушек, живущих в деревнях, и колдующих по-деревенски, с учетом деревенского менталитета, географических условий, особенностей местности, возможностей, ограничений и запретов. И когда нам в голову приходит что-то переделать, дополнить, заменить или улучшить (то есть римейки под свои нужды), необходимо иметь в виду именно эту особенность магических техник – они родом из деревни.
Так вот, я продолжу о моих наблюдениях за явление деревенских «бабок». Те женщины, с которыми общалась лично я, были очень пожилые (практически всех сейчас нет уже на этом свете) и малограмотные. Из пятерых только одна практиковала работу с бесами, остальные – «молитвенные», т.е. работающие с обращением к Отцу и Сыну и Духу Святому. Правда одна из них была, как сказали бы сейчас на форумах, двуручницей, то есть работала и с христианством, и с бесами, к слову сказать, очень успешно. О ней – разговор особый, потому как то, как работала эта бабка, выходит за рамки форумного «кодекса», ее бы наши уважаемые форумчане заплевали и затюкали)))))) Потому чтобы не будоражить общественность, я не буду касаться рассказа об этой весьма колоритной женщине.
Хочу отметить, что все, с кем я сталкивалась, занимались в основном деревенской магией, а не чернокнижием, так как были малограмотные и читать умели с трудом. Записей никаких не вели, все в уме, и если что-то забывали – то подбирали подходящие слова.
Луна учитывалась (не всегда!!!), но только фазно: молодык (новолуние), мисяць вповну (полнолуние), старЫй мисяць (убывающая луна), ростЕ мисяць (прибывающая луна). Опять же, учет луны был индивидуальной особенностью каждого практика. Одна бабка, работающая на потоке, например, отливала тогда, когда к ней приходили люди, не смотря на луну.
Лунные дни не считали, ориентировались только по небу (в календарь не смотрели). И конечно же, ни о каких планетарных и зодиакальных соответствиях не имели понятия. Поэтому мне иногда странно читать про обязательное соответствие какого-то обряда определенному знаку Зодиака или работе под планетой – это западничество. Я не вижу в этом ничего плохого, но такие вещи чужды именно деревенской магии (как я писала, люди в основном были малограмотные и не знали про Меркурия в Венере и ретроградность планет). Лично мне тяжело представить бабушку, бормочущую себе под нос: «Тааак, сегодня 8 лунный день, Венера вошла в Марс в 5 градусе, а вторник как раз под Меркурием, так что Васька к Таньке намертво прилипнет» (извините за астрологический бред, все для примера).
Соблюдали мужские и женские дни. А вот в воскресенье не работали вообще. И бесовские практики не проводили тоже. Объяснение: «так надо, так принято». Кстати, очень многие непонятности объяснялись именно этими словами: так надо. Еще говорилось: так делала моя мама (бабушка, тетя и т.д.) и я так делаю. Железная логика)))))
Деревня – это своя особенная система, со своими обычаями, традициями и особенностями, которые человеку, выросшему в мегаполисе, понять сложно. Например, недавно разбирали обряд, где нужно взять воды из 7 дворов. Для села это – плевое дело. Там так принято: заходи в любой двор и бери воду. Очень часто мне приходилось наблюдать, когда в моем дворе из колодца тащат воду незнакомые люди. Бабушка объяснила: у нас вкусная вода, об этом все знают и приезжают набирать. А запрещать нельзя – вода общая))))) Конечно, для городских людей это – дикость и невозможность, а для сельских – норма и обыденность.
Или возможность подклада. Очень часто читаешь: а что делать, если нет возможности подклада? Можно ли … (дальше идет перечень различных вариантов). Конечно можно!!! Только результата не будет или будет гораздо ниже ожидаемого. Почему? Да потому что корни этого обряда – в деревенской магии, где подклад – дело нетрудное. Бабка, придумавшая ритуал, жила в селе, где ночью (да и днем тоже) можно попасть в любой двор, в любое место и подложить (зарыть, насыпать и т.д.) все что надо. То же самое и с возможностью опоя, окорма в приворотных (и не только обрядах) – об этом подробно мы с Норфет рассказали в статье о приворотах с самого начала.
Очень много становится понятным, когда знаешь и понимаешь деревенскую жизнь, ее традиции, обычаи и запреты. И потому я хочу посоветовать вот что: прежде чем что-то менять под себя, переделывать, модернизировать, подумайте о том, что обряд этот – из деревенской магии и основан именно на деревенском менталитете. Подумайте, как бы поступила бабушка-практик, не имея возможности полностью выполнить условия обряда. Что и чем бы она заменила, что бы смогла выбросить, а что добавить. Кстати, лично я такой «примеркой» на бабку отличаю истинные обряды от выдуманные, новодельных и «авторских». То есть я вспоминаю одно из своих старых знакомых и представляю ее, проводящую интересующий меня обряд. Иногда становится до слез смешно)))))
Продолжение (надеюсь) следует…
П.С. Все, сказанное мною выше, является только моей личной точкой зрения, основанной на собственных наблюдениях и опыте, и не претендующее на истину в последней инстанции, а также не есть попыткой кому-то что-то доказать, кого-то унизить или подвергнуть сомнению чью-то практику. Это – лишь мои рассуждения на тему, не более, а потому убедительно прошу не растаскивать цитаты по разным форумам, дабы кому-то что-то доказать и тем самым стравливать практиков. Мне неинтересна информационная война, гораздо более интересно нормальное спокойное общение без меряния половыми органами.
Я не думаю, что те, кто работал в традиции деревенской магии могли как-то афишировать свое негативное отношение к церкви: побили бы и дом подожгли. Причем иконки я видела в каждом доме, но над ними висела занавесочка, думаю, для чего, нетрудно догадаться. Вообще "бабки" народ весьма скрытный, прямого и честного ответа добиться от любой( а я общалась с несколькими в разные годы) было в принципе сложно. На кладбище ходили под предлогом "мамушку проведать", и вообще вели себя очень осторожно, с соседями особенно.
И почти все были одинокими - вдовами, или вообще без мужей. Одна только была замужем, но муж ее, старик, "не просыхал" да еще и бегал к соседке, видимо для разрядки. Бабка на это "забила" и даже не пыталась его лечить, видимо ей так было удобнее. Причем именно у нее я училась несколько месяцев, и видела она хорошо, не по картам, закрывала глаза и описывала картинку. Потрясло меня то, что видела она то, чего в своей жизни не могла видеть в принципе. Я как-то показала ей фото парня, пропавшего в горах, она с точностью до мельчайшей детали описала ледовую трещину, и положение трупа в ней.
По поводу традиции оставлять что-то на перекрестках тоже сильно сомневаюсь - любой непривычный предмет на перекрестке дорог в деревне, особенно водка или бутылка с самогоном разговоров бы вызвали на полгода. Так же как и монетки, мне например рабочий перекресток приходится два раза в год ночью закапывать - несу на проселок 2 ведра земли или песка и засыпаю. И то, что записала со слов бабок, или молитвы-заговоры "а-ля Степанова", или "дуну-плюну", не больше 4-6 строк.
Еще одно наблюдение - все "бабки" посещали церковь, не так часто, по каким-то особым дням, на Чистый Четверг - точно и по-моему на Успение Богородицы. Заметила так же, что одна из моих колдующих знакомых придя к воротам кладбища, переобувалась в специально принесенную обувь, и одевала самовязанные шерстяные носочки. То ли как защиту их использовала, то ли как артефакт для налаживания лучшего контакта с кладбищем.
очень важное качество - уметь вычленять суть обряда, костяк его, то, на чем он построен и без чего работать не будет ни в коем случае. давайте не будем опускаться до обсуждения водопроводной и колодезной воды (это можно сделать в теме обряда), а поговорим именно о возможности замены.
в своем первом сообщении я пыталась донести мысль о том, что есть вещи незаменяемые и незаменимые, как. например, завязки с покойника, которые в некоторых обрядах (чаще всего во всех) нельзя заменить чем-то иным.
Или мыло с обмывания. люди не понимают, что значит мыло именно с обмывания покойника. это не мыло, напитанное некроэнергетикой. Вода, мыло, простынь с обмывания - символ не смерти как таковой, а перехода. то есть это уже не жизнь, но еще и не смерть. пограничье, черта.
а те, кто тащит на безымянника все что ни попадя - бестолково не понимают что они делают. безымянник - чаще всего давно умерший человек, настолько давно, что его забросили родственники (может даже по причине смерти всех). Ну напитаете вы мыло или завязочки старой некроэнергией. Ну и????
А вот завязочки, которыми СРАЗУ (очень быстро, пока еще тело не задубело, пока еще горячая кровь и конечности гнуться) связывают руки/ноги, напитаны именно энергией пограничья. Приворот на таких веревочках будет держать долго, иногда до смерти, а вот приворот на веревочках, пролежавших 40 дней на безымяннике, привяжет ничейного покойника мертвым (в прямом смысле) грузом к объекту, то бишь некропривязка и порча.
Помните всем известный Степановский обряд на омоложение, где на ткани (бархате) рисуют мылом с обмывания круг, а потом ходят задом наперед? В этом случае особенно наглядно можно увидеть именно пограничье: круг этим мылом, где молодость - это жизнь, а старость - смерть, а момент старения - переход от жизни к смерти, умирание. И вы, отхаживая этот круг назад, отматываете момент умирания. Так вот, нарисуйте кружочек мылом с безымянника и получите порчу на очень быстрое старение. и такое мыло ничем нельзя заменить, хоть ты тресни. поэтому вскорости этот обряд (рабочий, кстати) станет совершенным анахронизмом по причине того. что мылом покойников моют все реже и реже да и то только в деревнях, в городских моргах используют бассейн со специальным раствором.
Поэтому я еще раз подчеркиваю важность понимания замены одного компонента на другой.
из моих личных наблюдений деревенских "бабушек" - в нашей местности практически все были(говорю были, т.к. старенькие поумирали, а "бабушек" - моложе 60ти лет, даже не 45ти(!) - априори никто особо всерьез не воспринимает. Максимум доверия "молодкам" - погадать или живот на место поставить) двуручницами. Занавески рядом с иконками - очень-очень знакомая картина!
Одна бабуля умела привораживать накрепко за один сеанс. При этом ставила строжайшее условие - чтоб новоиспеченные новобрачные (а её приворот всегда заканчивался свадьбой) обвенчались. При этом любопытные отследили, что работала она с такими делами исключительно около 12 ночи. Обряд проводила на улице, задействовала воду.
Другая бабуля "женила" посредством наговоренных семечек.
Воском отливали всегда - по мере надобности, на луну и день не смотрели.
Магическую тайну не блюли особо. Единственные - "ты ж Ваське не скажи, что это я его, а то явится с разборками..."
И, к вопросу о воде. Воду из колонки, равно как и из скважины, считали технической. Пить старались из колодцев и "криничек" - родничков. Колдовать, соответственно тоже. А вот из реки воду, "кораблями загаженную", наши бабушки не жаловали.